История русского противогаза
Благодаря работе Российской государственной библиотеки по оцифровке старых книг мы можем узнать из первоисточников о рождении, развитии и трансформации привычных вещей. Электронная библиотека РГБ раскрывает историю армейского противогаза, в создании которого ключевую роль играл российский и советский химик Николай Дмитриевич Зелинский.
«До Первой мировой войны в России противогазы имели лишь незначительное распространение, ограниченное немногими химическими производствами, горной промышленностью, пожарными и медицинскими учреждениями», — пишет советский химик и историк науки Николай Александрович Фигуровский в
«Очерке развития русского противогаза во время Империалистической войны
Известно, что до войны в России применялись противопылевые и кислородные маски для работы в сложных условиях, как, к примеру, кислородный прибор с жидким воздухом горного инженера Левицкого. Впрочем, в мире устройства, защищающие органы дыхания, были известны с середины 19 века. Фигуровский приводит в своём «Очерке» фотографии немецких противогазов
«Очерк» Фигуровского начинается с заявления: до войны эффективных противогазов в России не было. «Царская Россия вступила в войну неподготовленной. Промышленность России сильно отставала от других капиталистических стран», — цитирует Фигуровский «Краткий курс истории ВКП(б)». Особенно слабой была химическая промышленность. К началу войны Россия располагала противопылевыми масками, в которых защиту обеспечивала марля, пропитанная содой, губка или вата. Однако в сражениях стали применять всё более ядовитые химические вещества, от которых такие маски уже не спасали.
Первый русский эффективный противогаз был создан в 1915 году Николаем Дмитриевичем Зелинским. Фигуровский пишет:
В обстановке, при которой была дорога каждая минута, ему пришлось потратить для доказательства вполне очевидного факта — защитных свойств [активированного] угля — около года. Многочисленные испытания предложенных им приборов, организованные различными учреждениями в 1915 и 1916 гг., неизменно давали хорошие результаты. Однако противогаз не пускали в армию, и только тогда, когда изобретение
Н. Д. Зелинского было реализовано в Англии и Германии, угольный противогаз начали изготовлять крупными партиями для снабжения фронтовых частей.
Вместо противогаза Зелинского, который фильтровал воздух с помощью активированного угля, российская армия закупила другую разработку — противогаз Горного института, у которого в фильтре была смесь гашёной извести с едким натром и обычный печной уголь. Противогаз Горного института показал очень плохие результаты испытаний — много хуже, чем противогаз Зелинского, но в боях его использовали, ценой многих человеческих жизней. Фигуровский описывает его:
«Носовой зажим в первых образцах являлся настоящим средством инквизиции. После короткого пребывания в противогазе на носу оставались багровые следы от рифленых металлических щек зажима, на которые действовала сильная стальная пружина. Загубник изготовлялся из черной резины (чуть ли не из калошной) и его было неприятно брать в рот. […] В особенности же мучительным было пользование противогазом Горного института
Некоторые противогазы даже лопались по шву прямо во время газовых атак. И только в последующих партиях известь и печной уголь заменили активированным углём — разработкой Зелинского, а потом массово закупили противогазы, придуманные им.
Зелинскому мало того, что не заплатили за разработку, но и отстранили от дальнейших испытаний — отмечает Фигуровский. Патент на противогаз получил технолог завода «Треугольник» по фамилии Куммант.
Позже противогаз
Противогазы для нужд армии разрабатывались не только для солдат, но и для животных, в частности, лошадей. Конский сухой противогаз фильтрующий — сокращённо
Инструкция к конскому противогазу
Приучать к противогазу по инструкции следует уже «втянутую в работу» лошадь. Начинать нужно с 30 минут покоя, шага и рыси в противогазе, а на восьмой день тренировки лошадь должна была пройти в противогазе 25 км за 3 с лишним часа.
Важно, что, начиная с четвёртого дня тренировок, боец, который занимается с лошадью, сам должен быть в противогазе.
Тысячи конских противогазов оставались на складах Министерства обороны до 21 века. В начале